Сценарий
классного часа
по
теме
«День
славянской письменности и культуры»
Вишняковой
Людмилы Николаевны,
учителя
начальных классов МОБУ СОШ № 35
Цель:
познакомить с историей и особенностями праздника
Задачи для достижения цели:
v Расширить
кругозор: о зарождении письменности, об истоках
русской письменности, о славянской азбуке и её
создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
v развивать
личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы:
память, восприятие, мышление и
познавательные процессы;
v воспитывать
чувство любви и уважения к культуре русского народа;
Сценарий классного часа.
Ежегодно 24
мая весь славянский мир торжественно отмечает религиозный и одновременно
государственный праздник – День славянской письменности и культуры.
По решению ЮНЕСКО, 863 год –признан
годом создания славянской азбуки.
24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия
— становится в России всенародным праздником славянской письменности и
культуры.
В начале XXI
столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей,
потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без
священных текстов...
Появление письменности стало одним из
самых важных открытий на долгом пути
человечества.
По значимости этот шаг можно, пожалуй,
сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой
поры собирательства.
Становление письменности - очень
непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей
которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи
лет назад, в IX веке нашей эры.
В IX веке в
Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата
— Константин и Мефодий.
Св.
Мефодий – хороший
организатор, около 10 лет управлял византийской областью, что дало ему
возможность научиться славянскому языку.
Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.
Св.
Кирилл с малых лет отличался умственными способностями.
Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал
книги. Кирилл преподавал
философию, знал языки разных народов.
Заслуги Кирилла и Мефодия:
o
составили славянскую азбуку,
o
перевели с греческого на славянский язык
богослужебные книги,
o
способствовали введению и распространению
славянского богослужения.
- Послушайте стихотворение Н.
Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».
Ученик:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как АЗ да БУКИ,
В
– как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот таким пером писали
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался перочинным,
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
- Как обучались грамоте старину?
(Ответы детей)
-Всегда ли существовали буквы?
(-Нет, раньше их не было, древние люди
даже говорить научились не сразу.)
-
В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не
было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии
славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие
буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все
особенности славянской речи.
- Задумывались ли вы, откуда и когда
появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала
сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то
какая?
(-Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и
тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но
происхождение их разное.
- В старославянской азбуке каждая буква
имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает
звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я
есть Бог».
Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает
звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло
от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали
их для письма.
Сложите первую и вторую букву. Что
получилось?
АЗБУКА – славянское слово, произошло от
названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.
Слово алфавит пришло к нам из греческого
языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+
ВИТА=АЛФАВИТ.
АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении
нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И
более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя
кирилицей, стала основой письменности.
Послушайте рассказ:
-
Все
в школе казалось Кириллу интересным и удивительным, и он то и дело приставал к
старшему брату с вопросами:
Кирилл.
- А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он
прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий.
-
Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги,
знания – все от греков.
Кирилл.
-
А почему у славян нет своих книг?
Мефодий.
-
Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл.
-
Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий.
-
А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл (кричит) - Так я придумаю!
-
В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель.
-
Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента –
латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них
нельзя!
Кирилл.
-
Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам
буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
-Прошли годы.
Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала
младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
- Но придумать – это полдела. Надо
перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что
читать. Это оказалось очень трудным
делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат
Мефодий.
- Великое дело создания старославянской
азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле
принадлежит Кириллу. Мефодий был верным
его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании
славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные
обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских
странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти
Кириллу и Мефодию.
- Святые братья не только дали
славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и
культуры в целом.
Раньше этот праздник считался церковным.
В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник
просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
По широкой
Руси - нашей матушке
Колокольный
звон разливается.
Ныне братья
святые Кирилл и Мефодий
За труды свои
прославляются.
Вспоминают
Кирилла с Мефодием,
Братьев
славных равноапостольных,
В Белоруссии,
в Македонии,
В Польше,
Чехии и Словакии,
Хвалят братьев
премудрых в Болгарии,
В Украине,
Хорватии, Сербии.
Все народы,
что пишут кириллицей,
Что зовутся
издревле славянскими,
Славят подвиг
первоучителей,
Христианских
своих просветителей.
|